Дом Дельсаля

Городская усадьба Д.Ф.Дельсаля, памятник архитектуры, который остался без ремонта.
В 1-ом Неопалимовском переулке есть двухэтажный особняк, со своим садом, огороженным чугунной решеткой и даже с памятником Пушкину работы Лазаря Гадаева, потому что Пушкин бывал в этом особняке. На фасаде здания две мраморные доски, на одной портрет Дмитрия Сергеевича Лихачёва с надписью, что он здесь руководил издательством журнала «Наше наследие» и на второй текст о том, что здесь жил и работал архитектор Пётр Дмитриевич Дельсаль, который, между прочим, принимал участие в строительстве Большого Кремлевского дворца. Если помните «Грот Дельсаля» в Нескучном саду – это тоже Петра Дмитриевича рук дело. А отец его, Дмитрий Дельсаль, был преподавателем французского языка и арифметики в Благородном пансионе, а здесь содержал первый частный пансион девиц в Москве.

Особняк в стиле неоклассицизм, образец послепожарной застройки Москвы. Строился в 1820-х годах, потом перестраивался в 1870-х и в 1907 году.
К нам обратился собственник особняка с просьбой произвести наше обследование состояния здания и дать заключение по представленной проектной документации от ООО "План" и проработать вопрос о возможности адаптировать особняк под жилую резиденцию и представительство компании, в строгом соответствии со всеми требованиями к эксплуатации исторического особняка.

Мы обследовали здание и установили, что возможно выполнить его ремонт без существенной замены конструкций. Мы ознакомились с проектной документацией, выполненной ООО «План» для проведения ремонтных работ на объекте культурного наследия по этому особняку. В документации этой конторы отсутствовали обмеры (только планы БТИ), а конструкция крыши была, скорее всего, взята от другого дома с общим выводом о полной замене крыши. Были и другие нарушения. Надеемся, что по этому проекту в будущем не будут проводиться ремонтные работы, иначе дом будет безвозвратно потерян.

Сразу скажем о том, что пока к работам так никто и не приступил. Было несколько этапов нашего обследования здания и были согласования, был договор с подрядчиком, сметы, но по разным причинам работы не начались. Издательство журнала «Наше наследие», которое размещалось в некоторых комнатах особняка, закрылось.

Жаль и здание, и издательство, честно говоря. Дом старый и обветшавший. Ему необходимы хотя бы поддерживающие ремонтные работы – исправить конструкции крыши и восстановить окна. Дом уходит в прошлое. Говорят, скульптуры из сада передали в усадьбу Шахматово.
Тем не менее, особняк был сделан добротно и крепко. Есть надежда, что он еще постоит.

Несмотря на небольшие пристройки к дому и переделки, конструктив дома дошёл до нашего времени в неизменном виде, и его вполне можно показывать студентам архитекторам, реставраторам и строителям как образец строительных решений начала 19 века.

Например, стропильные конструкции крыши выполнены из лиственничных брёвен с классическими узлами соединения и врезки всех деталей: затяжек висячих стропил, подкосов, прогонов, шпренгелей и нарожников. Слуховые окна чердака отсутствуют, сам чердак весь загажен птицами и вид у него тот ещё. Но если всё очистить от грязи, то мы увидим неплохо сохранившиеся стропильные фермы. У одной фермы выпилена часть затяжки , когда кем-то когда-то было принято решение проделать выход на чердак с черной лестницы. Этот выход нарушил не только стропила, но и жесткость внутренней стены сруба. Из-за этого крыша получила сильный прогиб и, как следствие, перекосило сруб второго этажа. Судя по спилам на брёвнах, это сделали относительно недавно, примерно в 50-60 годы. Почему это не было замечено и не исправлено – загадка.

Вообще дом построен как классический Московский особняк усадебного типа – когда вход в дом выполнен сбоку, а не с фасада, как было принято в Петербурге, и состав помещений, начиная с лестницы, расположен по исторически заведённому порядку. На первом этаже прихожая с гардеробом, приёмный кабинет, кухня со своим выходом на задний двор, столовая с выходом в сад, гостевые и служебные комнаты. Имеется подполье, и довольно сухое. На втором этаже парадная гостиная с тремя окнами, выходящими на Неопалимовский переулок, перед ней, скорее всего, буфетная или антишамбр, далее спальни, одна из них с балконом, выходящим в сад, кабинет хозяина, подсобные помещения. Есть мансардный этаж для прислуги.

Сохранились печи-камины, но трубы их разобраны выше перекрытия второго этажа и лежат на чердаке большими кирпичными глыбами. На потолке сохранилась гипсовая лепнина в стиле ампир и картуши над окнами. Лестничный холл и плафон очень красивы, сохранились старые окна в стиле модерн. Лестничные марши с балюстрадой многократно переделывались, литые балясины, вероятнее всего, от другой лестницы из другого дома, судя по тому, как они установлены.

Сейчас остается только надеяться, что особняк дождется своего счастливого времени, когда он получит новую жизнь.
Архитектор Олег Лихачёв
+7 616 160 28 07
a-lix@mail.ru
Дизайнер Светлана Кудрявцева
+7 910 404 41 91
kudravtseva@list.ru