Усадьба в Берендеево

Проекты
Проект и реализация усадьбы
                                                 Русская история.

Усадьба расположена в дальнем Подмосковье, на берегу реки Нары. В Усадьбу входит целый комплекс построек – на высоком берегу пруда расположены Главный дом и Оранжерейный корпус, в Оранжерейный корпус входит сама оранжерея, дом охраны и перед ними - большой парадный двор, здесь же находится и главный въезд в усадьбу. На низком берегу пруда расположены Гостевой дом, баня, спортивная и детская площадки, а на самом пруду – арочный мост через пруд с собственной беседкой посередине, а также лестницы к пруду и многочисленные хозяйственные постройки. Пруд был сделан тоже по нашему проекту.
Основные задачи при проектировании были такие: органично вписать весь комплекс приватных и гостевых зданий в достаточно интересный и необычный ландшафт, спроектировать пруд с плотинами, и чтобы в пруду и рыба водилась, и чтоб можно было и на лодках плавать, и так купаться. В общем, создать комфортное жильё для семьи с детьми и для их гостей, а еще - организовать на территории усадьбы и для детей, и для взрослых интересную среду для творческой, развивающей и спортивно-оздоровительной жизни за городом.
Участок находится в поселке «Берендеево царство», единый стиль застройки посёлка – бревенчатые дома с декором, напоминающем иллюстрации к русским сказкам. Да и в поселке мы увидели много скульптур, изображающих сказочных персонажей. Поэтому стиль Усадьбы был определен с самого начала, этот стиль и был главным аргументом заказчиков, когда они выбирали место для участка под строительство Усадьбы.
Территория усадьбы.   

         Участок площадью около 4 га изначально представлял собой сильно пересечённую местность с перепадом высотных отметок  более 20 метров. Посредине участка протекал небольшой ручей, впадающий неподалёку в Оку. Пойма ручья была широкой и сильно заболоченной. Крутые берега оврага покрывали заросли смешанного леса. В верхней части ручья пойму пересекала дорога на высокой насыпи.

    Проектом предусматривалось  максимальное сохранение лесного массива, поэтому площадки для строительства домов были выбраны либо с кустарником или редкими осинами, либо совсем без деревьев. Рельеф в местах застроек не меняли. Насыпь дороги укрепили габионами и террамешем,  до гребня насыпи. Плотина, которую мы проектировали, в нижней части течения ручья имеет водосбросный узел. Дно пруда сформировали с необходимыми глубинами, островами и берегоукреплением.  Для перехвата ливневой и талой воды с вышележащей по рельефу территории  была создана ливневая канализация с илоотстойниками, которая отводит ненужную воду за территорию усадьбы.


    Пруд площадью 4300 кв м с северной стороны оборудован песчаным пляжем, обращённым на юг, с пологим спуском к воде. Севернее моста у пруда максимальная глубина составляет 3 м – для зимовки рыбы и для ныряния. Мост, соединяющий два берега пруда, спроектирован в форме двух арок – это для прохождения под ними местного транспортного средства в виде лодок. Посередине моста, в центре пруда, мы спроектировали декоративную беседку с шатровой крышей, которая вместе с арочным мостом отражается в водной глади пруда и является украшением всей архитектурной композиции усадьбы. Острова на пруду искусственные, мы их назвали Большая и Малая Коврижки. С островов очень удобно и приятно заниматься рыбалкой. Вокруг пруда сделали прогулочно-велосипедную дорожку.

      Дома сразу планировали строить из оцилиндрованного бревна. Стиль усадьбы был выбран неорусский, с использованием элементов, приемов и материалов русской архитектуры.

     На высоком берегу пруда расположен Главный дом усадьбы с въездом, парадным двором и Оранжерейным корпусом, в который входит сама оранжерея, дом охраны и гаражи. На более пологом берегу расположили Гостевой дом. Главный дом и Гостевой стоят не строго напротив  друг друга, а со смещением, чтобы из окон обоих домов в основном был вид на лес и пруд. В то же время чтобы было видно эффектное отражение в воде построек на противоположном берегу. У каждого из домов имеется свой въезд и своя парковка. Оба дома своими главными фасадами развернуты как на запад, так и на восток, что позволяет солнцу по очереди освещать все помещения. Исключение составляют кухни и прилегающие к ним веранды. В Гостевом доме кухня с верандой выходят на юг, а в Главном доме – на север. Чтобы в жаркие летние дни можно было отдыхать в прохладе на северной веранде, а в осенне-весенние дни греться на южной веранде. У обоих домов на фасадах, выходящих на пруд, есть открытые галереи, которые в русской архитектуре называли «гульбище». С них открывается вид на всю усадьбу.

    Далее по свободным полянам на берегах пруда мы расположили баню, спортивную площадку, организовали песчаный пляж. Хозяйственные объекты – птичник, скотный двор, огород, мастерские – находятся на окраине участка, скрытые за оранжереей и домом охраны, незаметные от парадной части усадьбы.
   Главный дом. 

        Главный дом площадью 1102 кв м имеет двухсветную гостиную, кухню, столовую, детскую гостиную, кабинет, 6 спален, 7 санузлов, спа-зону с бассейном, тренажерный зал, бильярдную и художественную мастерскую. 4 жилых этажа дома соединяются пассажирским гидравлическим лифтом.
    Поскольку дом стоит на крутом склоне, на пруд развернуты три этажа с большими видовыми окнами и мансарда. А с обратной стороны, со стороны сада, видны только два этажа и мансарда. Технический же этаж полностью скрыт под землей.   
    В мансарде, кроме бильярдной, расположена художественная керамическая мастерская. Хозяин дома и все дети очень хорошо рисуют, и к тому же они освоили технику изготовления керамических изделий – и декоративных, и утилитарных. То есть сами делают и расписывают посуду. В мастерской стоят печи для обжига глины, гончарные станки, на полках – пигменты, ангобы, глазури. Поэтому дом богато декорирован уникальными керамическими изделиями собственного производства. А на кухнях в обоих домах много самодельной, красивой и очень удобной посуды, которой с удовольствием пользуются и хозяева, и гости.
    В интерьере мы не стремились к роскоши. Наша задача была создать семейное гнездо, где всем было бы спокойно, уютно и тепло. С отделкой помещений постаралась сама природа - стены бревенчатого дома своей богатой фактурой заменяют любое декорирование. Хозяйка дома в минуты отдыха очень любит рассматривать причудливые узоры и трещинки на грубовато обтесанных бревнах. На полу мы использовали доску лиственницы, тонированную ореховым цветом, которая тоже имеет богатую фактуру. Цветовая гамма мебели, керамической плитки, текстиля очень спокойная и приглушенная, без лишних контрастов.
    Камин в гостиной островного типа. Он расположен таким образом, чтобы из гостиной  можно было видеть одновременно разные стихии – огонь в камине, водоем за окном, лес, небо.
Гостевой дом.
   Гостевой дом площадью 488 кв м имеет 2 гостиные – традиционную с камином, на 1 этаже, и вторую гостиную – на 3 этаже, в башенной части дома. Вторая гостиная необычна своими видовыми «луковичными» окнами, обращенными на 3 стороны. Такое светлое помещение на верхнем ярусе дома в русской архитектуре называлось «теремом». Так же в доме есть просторная столовая, кухня, 8 спален, 6 санузлов.
    При посадке дома на рельефе хотелось добиться разного восприятия дома с двух сторон:  со стороны пруда –  богатого и колоритно оформленного фасада, с приземистыми колоннами, а со стороны леса – уютного небольшого теремка. Для верхнего входа в дом, расположенного между первым и вторым этажами, был использован имеющийся выступ на краю склона. Из верхнего входа можно попасть сразу на спальный этаж, а можно спуститься вниз в гостиную. Парадная лестница, с которой открываются виды и на пруд, и на лес, является главным архитектурным акцентом в интерьере дома.
     Под крыльцом находится топочная, а справа и слева от неё две лестницы, служащие заодно и подпорными стенками.
     Крыша дома украшена тремя декоративными головами коней. В русской архитектуре крыша традиционно имела декоративно-скульптурное завершение в виде головы коня. И в кованых решетках всех ограждений усадьбы ритмично повторяется элемент конской подковы. И подкова, и конь – символы счастья и удачи. Все декоративные элементы разработаны нами.
     Интерьер Гостевого дома прост, узнаваем и каждому понятен. Здесь нет ничего нарочитого и надуманного. Простота обстановки без лишних декораций дарит проживающим здесь гостям покой и тишину. Здесь даже время ощущается по-другому, оно как будто замедляет свой ход. В доме легко дышится, хорошо спится. И, кажется, что здесь так и было всегда - столовая с длинным деревянным столом и с иконой в красном углу, грубоватая и сучковатая мебель, запах дерева и масла, мягкие постели с горами ситцевых подушек. И возникает желание, чтобы так и было всегда. Тепло, надежно, покойно. Это и была наша совместная с заказчиками концепция интерьера. Для этой атмосферы расслабления и тишины в спальнях не стали устанавливать телевизоры. Телевизор есть только в гостиной.
    Гостиная специально проектировалась для расположения камина островного типа. Гости могут сидеть вокруг камина, а могут разместиться в глубине гостиной, любуясь одновременно  и огнем в топке, и видом пруда за окном. Так же, как и в Главном доме.
    Цветовая гамма интерьера очень мягкая и теплая. Бревенчатые стены тонированы маслом «Биофа» в разные оттенки, от молочного и розового до густого орехового цвета. Таким образом, гости могут выбрать себе спальню по цветовой гамме интерьера. В спальне с окнами на три стороны, которую обычно заливает солнце, стены тонированы в цвет старого, потемневшего от времени бревна. А спальни, выходящие на лес, имеют светлую цветовую гамму.  
    Яркие акценты в интерьере присутствуют только в отделке кухни и в ванных комнатах. Плитку специально подбирали с имитацией ручной росписи, чтобы добавить нашей обстановке особого колорита. В доме много вещей, сделанных вручную – керамика, салфетки, плетеные ковры, детские поделки.
Оранжерейный корпус.
    Оранжерейный корпус площадью 545 м2 является вспомогательным универсальным зданием. В нём расположены рабочие помещения охраны, кухня, комната управляющего и жилые комнаты персонала. А также застекленная оранжерея площадью 92 м2. В корпусе еще есть аварийная генераторная, просторный гараж на 2 машины и крытая стоянка на 4 машины.  Оранжерейный корпус соединён с главным домом тепловой магистралью, и его топочная рассчитана на снабжение теплом главного дома. Около топочной находятся наружные блоки канальных кондиционеров, которые расположены в мансарде главного дома. Сделано это для того, чтобы убрать все шумы от помещений Главного дома и его двора.
    Оранжерея ориентирована с севера на юг и хорошо подошла для выращивания экзотических растений - цитрусовых, инжира, фикусов. Оранжерея с одной стороны соединена с подсобным хозяйственным помещением. С другой стороны к оранжерее примыкает комната отдыха с собственным камином и с прекрасным видом на пруд, баню, лес. Сразу за оранжереей, на участке, находится сад, овощной и аптекарский огород.
Баня.
  Баня площадью 162 кв м находится около верхней плотины и размещена традиционно совсем близко к воде. Это удобно и к тому же очень живописно. Отражаясь в воде вместе с легкими арками моста и беседками, она очаровывает своим единением с природой.
Неорусский стиль, в котором оформлена усадьба, стал определяющим в архитектуре бани. Однако в бане художественные приемы русской архитектуры наиболее ярко выражены. Приземистый теремок напоминает лесную избушку, узнаваемая простота его форм отсылает к образам русских народных сказок. Оконные и дверные наличники сделаны вручную в ремесленном стиле, популярном в начале 20 века.
В бане есть три выхода на улицу:  главный - из гостиной, второй из парного отделения – на южное крыльцо и третий - на веранду, к пруду. С веранды открывается панорамный вид на усадьбу и пляж. А выход с южного крыльца, напротив, позволяет попасть в уединенный дворик, расположенный за баней и полностью закрытый от всей усадьбы. Это очень хорошее место для процедур на воздухе, особенно зимой.
С отделкой помещений здесь тоже помогла сама природа: тонировка маслом бревенчатых стен подчеркнула фактуру дерева. Плитку для кухонного «фартука» подбирали с имитацией ручной росписи, чтобы привнести в обстановку домотканный колорит. На втором, мансардном этаже, обустроен просторный холл с зоной отдыха и две спальни, окна которых выходят на север и на юг.
Стены бани сложены из оцилиндрованного бревна, тонированного маслом «Биофа». Цвет бревен на фасадах намеренно сделан очень темным, чтобы на этом фоне резные колонны, наличники и оконные переплеты медового оттенка выглядели контрастно и декоративно. А внутри, напротив, стены светлые, тонированные почти прозрачным маслом. Благодаря этому приему постройка снаружи кажется небольшой, а внутри светлые помещения гостиной и кухни выглядят просторными.
Баня органично вписана в весь архитектурный комплекс Усадьбы и является его важной смысловой частью. Это становится понятно, когда из панорамных окон Главного дома перед тобой открывается потрясающий вид на пруд, в зеркале которого отражается весь  комплекс - баня, Гостевой дом, березовая роща, острова и мостики.